Шопоголизм: причины, стадии развития, последствия

Девушка купила много вещей

Что такое «шопоголизм»? Данное понятие подразумевает навязчивое и непреодолимое желание покупать различные вещи в количествах, которые превосходят разумные потребности. С точки зрения психологов он считается болезнью, имеющей тяжелые последствия: разрушение личной жизни, распад семей, финансовые проблемы.

Главной причиной считают желание человека обладать понравившимися вещами. Кроме этого, в современном ритме жизни он выступает ответом на стресс. У болезни существует ряд признаков, которые говорят о серьезных проблемах.

  1. Покупка незапланированных товаров.
  2. Постоянные поиски распродаж.
  3. Систематические большие траты.
  4. Утаивание покупок или занижение цен перед близкими.
  5. Непонимание причины совершенной покупки.

Стадии шопоголизма

  1. Шопоголизм начинается с первой неосмысленной покупки, которая психологически дает чувство превосходства и власти над окружающими и вызывает массу положительных эмоций. При появлении в процессе покупок неприязни и раздражения зависимость не наступает.
  2. На второй стадии развития болезни человек начинает экспериментировать с покупками, определяется со своими предпочтениями, при этом потребность в приобретении вещей стремительно растет.
  3. Для третьей стадии характерно развитие непреодолимого влечения к покупкам. С этого момента могут начинаться финансовые проблемы, длительные перерывы без посещения магазинов вызывают подавленность и психический дискомфорт.
  4. На четвертой стадии желание покупать продолжает расти, увеличивается самокритика к приобретенным вещам, финансовые проблемы приобретают критический характер.
  5. На последней стадии после каждой приобретенной вещи растет чувство вины, шопоголик начинает сознавать свою болезнь, но справиться с ней самостоятельно он не может.

Избавиться от шопоголизма поможет только психиатр, длительность лечения зависит от стадии развития заболевания. Однако без желания самого шопоголика лечение результата не принесет.

Истоки

Источником вредной привычки можно считать всю современную торговлю, благодаря развитию которой появилось множество супермаркетов с привлекательными витринами, рекламные акции, распродажи, меняющиеся модные тенденции.

Полезная статья:  Вред токсикоманиии

Девушка держит пакеты в руках

Это и может спровоцировать болезнь. Однако, жертвами такого мощного воздействия становятся внушаемые и эмоционально нестабильные люди со слабой силой воли.

Причины

Психологи выделяют несколько причин, из-за которых происходит подобное внушение к постоянным покупкам. К ним можно отнести:

  • детские психологические травмы;
  • недостаточное внимание со стороны родителей и их попытки откупиться подарками;
  • появление возможности во взрослой жизни приобрести все те вещи, которые были недоступны ранее.

После исследования активности головного мозга шопоголиков, было выявлено, что у таких людей в процессе приобретения вещей абсолютно исчезает способность здраво оценивать происходящее. В это же время, активность коры в отделах, отвечающих за эмоции, зашкаливает. Таким образом, возникло еще одно предположение о причинах шопоголизма, который возникает вследствие нехватки гормона счастья (серотонина), отвечающего за приподнятое настроение.

Следствием дефицита этого гормона являются депрессивные состояния, апатия, мнительность. Именно для получения положительных эмоций и восполнения гормона люди идут за покупками в магазин. Женщины более подвержены заболеванию по причине частых перепадов уровня серотонина в крови.